У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное.
Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое понятие для всех культур - Учитель и Ученик - сопровождает нас во всех эпохах:
Учитель в Индуистском и Древнекитайском понятии, тривиумы и
квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные гимназиумы
«Семи свободных искусств», венецианские консистории, благородные
пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при консерваториях…
Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия.
Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем
так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным,
неэффективным.
Проблемы гуманитарного образования возникли в связи со следующими событиями.
1. Приход Эпохи Интернета.
Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель?
Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет.
Что такое, скажем, учебник географии?
Это – странная книга, необходимость в которой, в связи с появлением интернета, может оказаться весьма сомнительной.
Откройте учебник географии и посмотрите главу о высочайшей вершине
нашей Планеты - горе Эверест. Там есть одна фотография, несколько цифр
и предложений.
...Открываем интернет... Слово «Эверест» упоминается 242000 раз,
более 5000 фотографий. Это значит, что, если вы поставите перед собой
цель прочитать всё, что написано об Эвересте и на каждую статью
потратите только одну (!) минуту, то вам придётся беспрерывно работать
в течение двадцати суток.
Пожалеем себя и введём восьмичасовой рабочий день.
Тогда не пройдёт и двух месяцев, как вы успели мельком глянуть на все статьи.
А если не мельком? Хотя бы по десять минут на каждую?
Два года!
А сколько времени про Эверест может говорить учитель географии?
Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы выбрать для нас
самые необходимые сведения об Эвересте или Джомолунгме и тем самым
избавить нас от двухлетней работы?
А, возможно, у учителя в эпоху Интернета совсем другие задачи? Думаю, что – другие. Думается, что цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать об
Эвересте как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту
удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать
исследователем этой горы, взобраться на неё. А для этого, под
впечатлением рассказа учителя – зайти в интернет и начать
самостоятельное изучение этого чуда нашей Планеты. Таким образом,
учитель географии станет проповедником географии, то, есть, подаст
ученику высокую идею жить на Планете с любовью к ней, с потребностью в
постоянном познании её. А, ведь, Джомолунгма находится в Гималаях. А
Гималаи... это... ( Так география переходит в… философию)
2. Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника.
3. Ужасающее воздействие телевидения по причинам:
а) Его невиданного распространения и приоритета в качестве времяпровождения.
б) Крайне низкого уровня большинства программ. Сама природа
телевидения сегодня – создать «продукт», под который дадут деньги на
рекламу. Отсюда главная ценность – не духовная, не образовательная, не
эстетическая. Цель программы – любым образом собрать как можно больше
зрителей, которые затем купят товары или услуги.
4. Невиданная доселе пропаганда популярной культуры.
5. Изменение менталитета ученика. Если прежде ученик приходил к
учителю для того, чтобы воспринять, узнать, загореться, открыть, то
теперь ученик уже «обработан» и его цель – поиронизировать, посмеяться,
поспорить (увы! На очень поверхностном уровне).
6. Крайне низкий статус Учителя (по сравнению с профессиями, прославляемыми средствами массовой информации).
7. Культивирование атмосферы, при которой учениками сделан вывод
о том, что гуманитарное образование НЕ ВЕДЁТ к повышению благосостояния.
8. В результате невиданного уничтожения, которому подвергался
народ на протяжении нескольких поколений, в стране – недостаток
истинной элиты, которая создавала атмосферу в обществе, поддерживала
духовный огонь и распространяла (освещая) знание, необходимое для
духовного баланса.
9. Превращение всех духовных, творческих, элитарных,
художественных, эстетических, этических начал в примитивные масс -
медийные шоу.
10. Полная подмена духовных ценностей материальными.
11. На смену триединой эстетике братьев Карамазовых (Алёши, Ивана и
Дмитрия) пришла, по сути, безальтернативная эстетика Смердякова. Об
этой опасности предупреждал Достоевский.
12. Пушкинское главное программное стихотворение (которое, кстати,
никогда не изучали в школе) «Поэт и толпа» оказалось пророческим.
Сегодня эстетика ПОЭТА недвусмысленно заменена эстетикой ТОЛПЫ.
13. Поэтизация ПРЕСТУПНИКА и БИЗНЕСМЕНА, как главного действующего лица общества.
14. Властителями душ стали не творчески высокие, мыслящие,
харизматические личности, а шоумены, причём, специфически-российские.
Как говорить о поэзии с учеником, который использует ненормативную
лексику в каждом втором слове. Или о Великой любви, о Бессмертной
возлюбленной, о Вечной Женственности с учеником, который хорошо знаком
с эротическим интернетом. Или пытаться рассказать о романтизме в музыке
Шумана и Брамса ученикам, которые точно знают (ибо ТВ сообщает об этом
каждый день), что музыка – это Киркоров и многочисленные поп
коллективы, а поэзия – это «полюби меня такой, кака-я-я-есть» (есть
каку). Как можно представить себе учителя этики, который пытается
объяснить поведение парламентариев, учителя риторики, который стремится
развить в учениках подлинную речь в условиях тотального косноязычия и
декларируемой ненормативной лексики.
Трагедия сегодняшнего учителя не в том, что он стал хуже в качестве
преподавателя, чем в прошлые времена. Трагедия в том, что его голос не
слышен среди беснующейся поп-культуры, бесконечных шоу и рулеток.
После всего написанного может сложиться впечатление, что ситуация
безысходна, и всё, что остаётся – пронаблюдать закат и деградацию
некогда великой культуры. Предложить всем учителям никому больше не
нужной гуманитарной сферы принять один из нескольких вариантов:
1. Переквалифицироваться, став учителем компьютерного обучения или маркетинга.
2. Уйти в бизнес.
3. Обратиться к государству с просьбой - выделить пособие по
безработице, которое позволило бы учителям музыки, истории искусств,
литературы, эстетики не умереть с голоду.
4. Поменять страну проживания на те страны, где по-прежнему уделяется большое значение гуманитарным сферам.
Но есть и ещё один вариант. Он потребует пересмотра многих
позиций преподавания, вплоть до смены парадигмы гуманитарного
образования. Необходимо пожертвовать консервативной частью обучения и
включить максимально-инновационное мышление.
В качестве эксперимента я провёл два урока в одной из самых сложных
школ Санкт-Петербурга. В результате хочу предложить вашему вниманию
некоторые трёхстишия (хокку), которые сочинили ребята – жители одного
из самых неблагополучных районов города.
Хокку, написанные детьми школы № 232 Санкт-Петербурга после нашей второй встречи.
Звезда, упавшая с небес
Погасла, но не умерла
Сменила форму...
Глобенко Игорь 15 лет
Дьявол
Исчадие ада
Или великий композитор
Олеся Ганжа 13 лет
Я стою в дверном проёме
И не знаю куда идти...
Останусь на месте
Грачёва Женя 16 лет
Тончайшая нить
Погрузила меня
В этот мир...
Фролова Саша 13 лет
Как часы звучит жизнь,
Которую мы должны прожить,
Которую уже прожил Шуберт
Галкова Юля 12 лет
Жизнь лишь сон
А смерть - пробуждение
Для этого мы и живём...
Бычков Андрей 16 лет
Он не жалел себя
Всю жизнь он шёл вперёд
И он родился...
Овчинников Артём 16 лет
Как годы пройдут – решать нам
Не важно время
Важно что оно значит для нас.
Попов Никита 17лет
Музыка закралась в душу
Открыла раны
Залечу ль не знаю. Трудно...
Шанкин Д 15 лет
Человек не может прожить тысячу лет
Но он может прожить
Вечность.
Матвеев Дмитрий 15 лет.
Каждый человек рождён, чтобы изменить жизнь другого человека
В то время как другой человек
меняет жизнь кому-то ещё.
Пусть школа мне не нравится
Но школа – это истина
И без неё никак.
Титова Ксюша 13 лет
Перед вами некоторые хокку, написанные моими слушателями в возрасте
от 12 до17 лет после двух наших встреч (об этом эксперименте достаточно
много писала пресса).
Думаю, что, читая подобные откровения детей, которые с неохотой шли
на первую встречу, а затем не хотели завершать вторую, заставят многих
учителей задуматься о методических принципах, которые я использовал в
этих двух уроках музыки (шире: искусства).
Я не буду описывать здесь эти встречи, перечислю, лишь, принципы, которые ведут к столь быстрому и активному раскрытию творческих способностей детей в процессе первого же урока.
1. Всякое произведение искусства (музыкальное, поэтическое,
живописное и т.д.) это не столько информация, сколько волна, источник
духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик. Человек
воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие произведения
искусства есть показатель неисправности (или настроенности не на ту
волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или починить
приёмник.
2. Сегодняшний ученик приходит на урок искусства не столько
как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник, настроенный на совершенно
иную волну (о причинах читайте выше). То есть, у ученика
существует предварительная установка. Снятие предварительной установки
– первый шаг к восприятию.
3. Одно из условий успеха – чувство любви, которое возникает у
ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий нормальный учитель,
готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели
4. Отмена веры в абсолютную само собой разумеющуюся правоту
учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя начинать урок с
объявления композитора, художника, скульптора, поэта как «ВЕЛИКОГО».
Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или «ВЕЛИКОГО ПУШКИНА»
обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в класс с
предварительными сформированными абсолютно иными установками.
5. Принципом урока должна стать не прямая, а реверсивная
(обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что определение
ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда это слово
окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений учителя.
6. Главным условием восприятия творения искусства (музыки,
поэзии, картины художника) станет не обилие информации о нём, а
создание волны, или, лучше сказать, точной волновой настройки,
связывающей вибрацию музыкального, поэтического или изобразительного
творения с вибрацией души ученика.
7. Принцип реверсии исключает также негативные оценки, которые
некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым примитивным,
пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В преподавании
всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда ученики
проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем, можно
вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и
пошутить над всем этим.
Я называю эти принципы ПРИНЦИПАМИ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Итак, Принципы, действительно, существуют, и те учителя, которые
готовы их освоить, получат весьма впечатляющие результаты уже после
первой же попытки.
Научиться им можно. Это доказывают мастер-классы, которые автору
довелось провести в тысячах аудиторий. Воздействие было практически
стопроцентным.
В Швеции автор этих строк провёл трёхлетний проект под названием
«Остановись, мгновение». В проекте участвовали 100 000 учеников в
возрасте от 12 до 17 лет.
Проект проводился в крупнейшей шведской провинции СМОЛАНД, где
даже сводки полиции показали резкое уменьшение детской преступности.
У автора хранится более двухсот пятидесяти тысяч писем, отзывов,
рисунков, стихов, написанных детьми русских, шведских, норвежских,
немецких школ, полученных после проведения целых периодов погружения в
искусство.
Давайте сотрудничать, ибо ещё не вечер.
С уважением. Михаил Казиник.