Главная Размышления на тему...
Меню сайта


Категории раздела

Урок музыки сегодня [4]
Взгляд современного учителя на преподавание музыки. Рассуждения о том, каким он должен быть.



Отправной сайт





Главная » Статьи » Урок музыки сегодня

ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ



ОБРАЩЕНИЕ  К  УЧИТЕЛЯМ



Дорогие  друзья!

У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное.

Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое понятие для всех культур -  Учитель и Ученик - сопровождает нас во всех эпохах:

Учитель в Индуистском и Древнекитайском понятии, тривиумы и квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные гимназиумы «Семи свободных искусств», венецианские консистории, благородные пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при консерваториях…

Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия.

Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным.


Проблемы гуманитарного образования возникли в связи со следующими событиями.

1.    Приход Эпохи Интернета.

Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель?

Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет.

Что такое, скажем, учебник географии?

Это – странная книга, необходимость в которой, в связи с появлением интернета, может оказаться весьма сомнительной.

Откройте учебник географии и посмотрите главу о высочайшей вершине нашей Планеты - горе Эверест. Там есть одна фотография, несколько цифр и предложений.

...Открываем интернет... Слово «Эверест» упоминается 242000 раз, более 5000 фотографий. Это значит, что, если вы поставите перед собой цель прочитать всё, что написано об Эвересте и на каждую статью потратите только одну (!) минуту, то вам придётся беспрерывно работать в течение двадцати суток.

Пожалеем себя и введём восьмичасовой рабочий день.

Тогда не пройдёт и двух месяцев, как вы успели мельком глянуть на все статьи.

А если не мельком? Хотя бы по десять минут на каждую?

Два года!

А сколько времени про Эверест может говорить учитель географии?

Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы выбрать для нас самые необходимые сведения об Эвересте или Джомолунгме и тем самым избавить нас от двухлетней работы?

А, возможно, у учителя в эпоху Интернета совсем другие задачи? Думаю, что – другие. Думается, что цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать об Эвересте как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать исследователем этой горы, взобраться на неё. А для этого, под впечатлением рассказа учителя – зайти в интернет и начать самостоятельное изучение этого чуда нашей Планеты. Таким образом, учитель географии станет проповедником географии, то, есть, подаст ученику высокую идею жить на Планете с любовью к ней, с потребностью в постоянном познании её. А, ведь, Джомолунгма находится в Гималаях. А Гималаи... это... ( Так география переходит в… философию)

2.    Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника.

3.    Ужасающее воздействие телевидения по причинам:

а) Его невиданного распространения и приоритета в качестве времяпровождения.

б) Крайне низкого уровня большинства программ. Сама природа телевидения сегодня – создать «продукт», под который дадут деньги на рекламу. Отсюда главная ценность – не духовная, не образовательная, не эстетическая. Цель программы – любым образом собрать как можно больше зрителей, которые затем купят товары или услуги.

4.    Невиданная доселе пропаганда популярной культуры.

5.    Изменение менталитета ученика. Если прежде ученик приходил к учителю для того, чтобы воспринять, узнать, загореться, открыть, то теперь ученик уже «обработан» и его цель – поиронизировать, посмеяться, поспорить (увы! На очень поверхностном уровне).

6.    Крайне низкий статус Учителя (по сравнению с профессиями, прославляемыми средствами массовой информации).

7.    Культивирование атмосферы, при которой учениками сделан вывод о том, что гуманитарное образование НЕ ВЕДЁТ к повышению благосостояния.

8.    В результате невиданного уничтожения, которому подвергался народ на протяжении нескольких поколений, в стране – недостаток истинной элиты, которая создавала атмосферу в обществе, поддерживала духовный огонь и распространяла (освещая) знание, необходимое для духовного баланса.

9.      Превращение всех духовных, творческих, элитарных, художественных, эстетических, этических начал в примитивные масс - медийные шоу.

10.  Полная подмена духовных ценностей материальными.

11.  На смену триединой эстетике братьев Карамазовых (Алёши, Ивана и Дмитрия) пришла, по сути, безальтернативная эстетика Смердякова. Об этой опасности предупреждал Достоевский.

12.  Пушкинское главное программное стихотворение (которое, кстати, никогда не изучали в школе) «Поэт и толпа» оказалось пророческим. Сегодня эстетика ПОЭТА недвусмысленно заменена эстетикой ТОЛПЫ.

13.  Поэтизация ПРЕСТУПНИКА и БИЗНЕСМЕНА, как главного действующего лица общества.

14.  Властителями душ стали не творчески высокие, мыслящие, харизматические личности, а шоумены, причём, специфически-российские.

Как говорить о поэзии с учеником, который использует ненормативную лексику в каждом втором слове. Или о Великой любви, о Бессмертной возлюбленной, о Вечной Женственности с учеником, который хорошо знаком с эротическим интернетом. Или пытаться рассказать о романтизме в музыке Шумана и Брамса ученикам, которые точно знают (ибо ТВ сообщает об этом каждый день), что музыка – это Киркоров и многочисленные поп коллективы, а поэзия – это «полюби меня такой, кака-я-я-есть» (есть каку). Как можно представить себе учителя этики, который пытается объяснить поведение парламентариев, учителя риторики, который стремится развить в учениках подлинную речь в условиях  тотального косноязычия и декларируемой ненормативной лексики.

Трагедия сегодняшнего учителя не в том, что он стал хуже в качестве преподавателя, чем в прошлые времена. Трагедия в том, что его голос не слышен среди беснующейся поп-культуры, бесконечных шоу и рулеток.


После всего написанного может сложиться впечатление, что ситуация безысходна, и всё, что остаётся – пронаблюдать закат и деградацию некогда великой культуры. Предложить всем учителям никому больше не нужной гуманитарной сферы принять один из нескольких вариантов:

1.    Переквалифицироваться, став учителем компьютерного обучения или маркетинга.

2.    Уйти в бизнес.

3.    Обратиться к государству с просьбой - выделить пособие по безработице, которое позволило бы учителям музыки, истории искусств, литературы, эстетики не умереть с голоду.

4.    Поменять страну проживания на те страны, где по-прежнему уделяется большое значение гуманитарным сферам.

Но есть и ещё один вариант. Он потребует пересмотра многих позиций преподавания, вплоть до смены парадигмы гуманитарного образования. Необходимо пожертвовать консервативной частью обучения и включить максимально-инновационное мышление.


В качестве эксперимента я провёл два урока в одной из самых сложных школ Санкт-Петербурга. В результате хочу предложить вашему вниманию некоторые трёхстишия (хокку), которые сочинили ребята – жители одного из самых неблагополучных районов города.

Хокку, написанные детьми школы № 232 Санкт-Петербурга после нашей второй встречи.


Звезда, упавшая с небес

Погасла, но не умерла

Сменила форму...

Глобенко Игорь 15 лет

Дьявол

Исчадие ада

Или великий композитор             

Олеся Ганжа 13 лет

Я стою в дверном проёме

И не знаю куда идти...

Останусь на месте                          

Грачёва Женя 16 лет

Тончайшая нить

Погрузила меня

В этот мир...                                    

Фролова Саша 13 лет

Как часы звучит жизнь,

Которую мы должны прожить,

Которую уже прожил Шуберт                    

Галкова Юля  12 лет

Жизнь лишь сон

А смерть - пробуждение

Для этого мы и живём...                

Бычков Андрей 16 лет

Он не жалел себя

Всю жизнь он шёл вперёд

И он родился...                                           

Овчинников Артём 16 лет

Как годы пройдут – решать нам

Не важно время

Важно что оно значит для нас.

Попов Никита 17лет

Музыка закралась в душу

Открыла раны

Залечу ль не знаю. Трудно...          

Шанкин Д 15 лет

Человек не может прожить тысячу лет

Но он может прожить

Вечность.                                                                

Матвеев Дмитрий 15 лет.

Каждый человек рождён, чтобы изменить жизнь другого человека

В то время как другой человек

меняет жизнь кому-то ещё.                                                          

Надя Костякова 14 лет

Пусть школа мне не нравится

Но школа – это истина

И без неё никак.                                                                

Титова Ксюша 13 лет

              

Перед вами некоторые хокку, написанные моими слушателями в возрасте от 12 до17 лет после двух наших встреч (об этом эксперименте достаточно много писала пресса).


Думаю, что, читая подобные откровения детей, которые с неохотой шли на первую встречу, а затем не хотели завершать вторую, заставят многих учителей задуматься о методических принципах, которые я использовал в этих двух уроках музыки (шире: искусства).


Я не буду описывать  здесь эти встречи, перечислю, лишь, принципы, которые ведут к столь быстрому и активному раскрытию творческих способностей детей в процессе первого же урока.


1.    Всякое произведение искусства (музыкальное, поэтическое, живописное и т.д.) это не столько информация, сколько волна, источник духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик. Человек воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие произведения искусства есть показатель неисправности (или настроенности не на ту волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или починить приёмник.

2.    Сегодняшний ученик приходит на урок искусства не столько как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник, настроенный на совершенно иную волну (о  причинах читайте выше). То есть, у ученика существует предварительная установка. Снятие предварительной установки – первый шаг к восприятию.

3.    Одно из условий успеха – чувство любви, которое возникает у ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий нормальный учитель, готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели

4.    Отмена веры в абсолютную само собой разумеющуюся правоту учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя начинать урок с объявления композитора, художника, скульптора, поэта как «ВЕЛИКОГО». Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или «ВЕЛИКОГО ПУШКИНА» обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в класс с предварительными сформированными абсолютно иными установками.

5.    Принципом урока должна стать не прямая, а реверсивная (обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что определение ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда это слово окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений учителя.

6.    Главным условием восприятия творения искусства (музыки, поэзии, картины художника) станет не обилие информации о нём, а создание волны, или, лучше сказать, точной волновой настройки, связывающей вибрацию музыкального, поэтического или изобразительного творения с вибрацией души ученика.

7.    Принцип реверсии исключает также негативные оценки, которые некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым примитивным, пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В преподавании всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда ученики проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем, можно вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и пошутить над всем этим.


Я называю эти принципы   ПРИНЦИПАМИ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Итак, Принципы, действительно, существуют, и те учителя, которые готовы их освоить, получат весьма впечатляющие результаты уже после первой же попытки.

Научиться им можно. Это доказывают мастер-классы, которые автору довелось провести в тысячах аудиторий. Воздействие было практически стопроцентным.

В Швеции автор этих строк провёл трёхлетний проект под названием «Остановись, мгновение». В проекте участвовали 100 000 учеников в возрасте от 12 до 17 лет.

Проект проводился в крупнейшей шведской провинции СМОЛАНД, где даже сводки полиции показали резкое уменьшение детской преступности.

У автора хранится более двухсот пятидесяти тысяч писем, отзывов, рисунков, стихов, написанных детьми русских, шведских, норвежских, немецких школ, полученных после проведения целых периодов погружения в искусство.


Давайте сотрудничать, ибо ещё не вечер.

С уважением. Михаил Казиник.



Источник: http://www.violinconcert.ru/documents/fp.html
Категория: Урок музыки сегодня | Добавил: O-l-q-a (21.02.2010)
Просмотров: 6572 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 4.6/9
Всего комментариев: 8
0  
8 irina-mudray   (05.03.2014 17:04) [Материал]
Согласна с тем, что успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизнь детей, пути усиления воздействия на них.

0  
7 Tonika   (28.10.2013 21:46) [Материал]
Думаю, что нам учителям музыки просто необходимо менять мировоззрение и искоренять внутренние установки на "старое", а затем уже заниматься педагогическим поиском "волны души". И все таки как тяжело удержать интерес к содержательной музыке в таком мощном потоке поп-культуры. Но на принципы, предложенные выше, действительно необходимо опираться сейчас в работе, это путь к статусу "новый учитель музыки" . Спасибо за прекрасную статью!

0  
3 lena50mp3   (12.02.2011 11:50) [Материал]
Работаю в коррекционной школе с проблемными детьми.Давно поняла, что школьные методики преподавания музыки для наших детей недееспособны.Полностью согласна, что преподавание музыки -это своеобразная "волна души", которая будет воспринята сразу и "на ура".Это "погружение" в мир искусства, это отречение от "бытовухи" и меркантилизма.Когда учитель на уроке не думает: " Сколько мне за это заплатят", а целиком и полностью отдаёт себя, не жалея ни сил, ни потраченного времени, только тогда "Душевная волна" докатится до детских сердец!

0  
5 marina0setrova   (16.03.2011 20:42) [Материал]
Золотые слова.

0  
2 muzikant   (06.02.2011 17:15) [Материал]
muzikant

Читала с большим увлечением! Полностью согласна. Это же луч солнца в темном царстве! Полна оптимизма. А где можно познакомиться с этими принципами?


0  
4 marina0setrova   (16.03.2011 20:42) [Материал]
Они перечислены, а подробнее - надо искать публикации Казиника, его рассказы о композиторах. Есть радиопередачи, есть видео, если внимательно послушать, посмотреть - можно многому научиться :-)

0  
Я полностью согласна с вами...

0  
1 наталья   (01.12.2010 19:55) [Материал]
Поддерживаю принципы перестройки работы учителя музыки. Сама пытаюсь перестроить работу, чтобы увлечь детей, "создать волну" для самообразования обучающихся, конечно, не всегда получается. Хотелось бы иметь современную базу (мультимедийную)- это немаловажно. А обращение М. Казиника вселяет оптимизм и надежду, ибо в нашей работе "вера в будущее" пока единственный стимул,чтобы "не переквалифицироваться", "не просить у государства пособие по безработице", "не уехать в другую страну"а с нашей зарплатой это невозможно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск





Статистика


Наверх 

Внимание! Копирование материалов без согласования с авторами недопустимо!
ММОУМ © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz