Главная Блог

Меню сайта


Категории раздела

1. Художественно-графические работы/"Безумству храбрых поем мы славу" [39]
2. Видео анимационные работы /"Безумству храбрых поем мы славу" [27]
3. Художественное слово / "Безумству храбрых поем мы славу" [13]
4. Музыкальные композиции /"Безумству храбрых поем мы славу" [6]
5. Научно-исследовательская или проектная работа /"Безумству храбрых поем мы славу" [12]
Архив конкурса 2012 года "Сказочник из Тихвина" [142]
Архив конкурса 2011 года "Волшебный мир Моцарта" [118]
Архив конкурса 2010 года "Чувства добрые я лирой пробуждал" [84]



Отправной сайт





Главная » 2013 » Март » 31 » "Славянка не прощается"/Дедерер Андрей
13:28
"Славянка не прощается"/Дедерер Андрей
Номинация "Научно-исследовательская работа"
Возрастная категория 10-13 лет (6 класс)
Дедерер Андрей
(Россия г. Чусовой)

"Славянка не прощается"

Введение

      Круг моих музыкальных интересов разнообразен. Я занимаюсь народным фольклором, но так же люблю слушать классическую музыку, советскую эстраду, в том числе и военные марши. На уроках в музыкальной школе я не только слушаю эту музыку, но принимаю участие в концертах, писал рефераты о маршах, солдатских песнях. В детстве я много раз слышал рассказы о войне. Зная достаточно о маршевой музыке, я с удивлением узнал, что в этом году весь мир будет праздновать столетний юбилей удивительного марша. Интернет - сообщество «Военные капельмейстеры рубежа тысячелетий» внесло в Исполнительный комитет ЮНЕСКО предложение о включении в программу Международного дня музыки - 1 октября 2012, года праздничных мероприятий по случаю столетия русского военного марша «Прощание славянки».
      В 2012 году исполнилось сто лет со дня создания русского военного марша «Прощание Славянки». Этот марш я слышал, когда провожал вместе с родителями своего родного брата в Армию. Марш любят и знают «от мала до велика» в нашей стране и очень многие во всем мире. Он звучит на праздниках и парадах, в вокальном и инструментальном исполнении, под его звуки легко шагать в походах, но вот кто сочинил марш и как создавался этот шедевр, об этом, к сожалению, знают немногие.
      Музыка выражает мысли и чувства людей, и может правдиво поведать о каких либо исторических событиях. Таким произведением является марш В.Агапкина «Прощание славянки». События на Балканах, происходившие в начале ХХ столетия, не так известны, как скажем события Великой Отечественной войны. Но, допуская пробелы в хронологии исторических событий, мы становимся «Иванами, не помнящими родства».
      Изучая информацию по теме проекта, я узнал много нового не только о музыке, но и об исторических событиях, о той эпохе. Верно выражение, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Тема памяти, бережного хранения всего, что нам досталось от предшественников, гордость за их дела и поступки особенно актуальна в наши дни.
      Цель: изучить информацию об истории марша и его создателе, донести ее до одноклассников.
      Задачи:
1. Выяснить, что знают мои одноклассники о марше В. Агапкина «Прощание славянки»;
2. Изучить творческий и жизненный путь композитора;
3. Изучить историю создания шедевра и проследить его дальнейшую судьбу до наших дней;
4. Собрать наглядный материал, подобрать музыкальные записи для проведения классного часа;
5. Выучить «Марш славянки» для исполнения с одноклассниками;
6. Провести классный час ко дню Победы по теме «История одного марша»;
      Методы исследования.
      Наблюдения
      Беседа с детьми.
      Математическая обработка данных.
      Предмет исследований – марш
      Объект – процесс жизнедеятельности человека.

Вступление

       Вряд ли найдется русский человек, которого бы не волновали звуки легендарного марша Василия Агапкина «Прощание славянки». В мелодии марша переданы взволнованность и тревога, самоотверженность и мужественность, вера и надежда, нежность и любовь. Кажется, эта музыка, созданная в начале прошлого столетия, жила в наших сердцах всегда. Она неотделима от истории нашей Родины, в ней выражен дух славянского народа.
      В этом году весь мир будет праздновать столетний юбилей удивительного марша. Радиостанция «Маяк», которую по праву можно назвать всенародной, наградила уникальный марш почетным титулом «Музыкальная эмблема тысячелетия».
      Интернет - сообщество «Военные капельмейстеры рубежа тысячелетий» внесло в Исполнительный комитет ЮНЕСКО предложение о включении в программу Международного дня музыки 1 октября 2012 года праздничных мероприятий по случаю столетия русского военного марша «Прощание славянки». (Приложение № 1)
Планируется провести в одной из Балканских стран международный фестиваль духовых оркестров, посвященный столетию легендарного русского военного марша, подготовить программу «Всемирный час музыкального шедевра» и транслировать ее в Международный день музыки, а также широко освещать и транслировать все мероприятия, связанные с юбилеем марша.
      На Интернет - сайте «Марш тысячелетия» можно услышать «Прощание славянки» в разном исполнении. Военные оркестры и детские ансамбли, зарубежные и российские музыканты поют и играют великий марш. Слушая эти записи, мне захотелось больше узнать об авторе и его произведении.

2 История марша и его создателя

      Любое музыкальное произведение становится более понятным, если известна биография автора. Творческий и жизненный путь Василия Агапкина был связан с военной музыкой. (Приложение № 2)
Он родился в 1884 году в семье крестьянина-батрака. Рано осиротел, вместе с братьями и сестрами нищенствовал. Девятилетним мальчиком, прося милостыню, он впервые услышал звучание военного оркестра, и был просто заворожен его звучанием.
      В 10 лет был зачислен учеником в духовой оркестр 308-го резервного батальона Астраханского пехотного полка. Через пять лет был признан лучшим солистом-корнетистом полка - случай редчайший. По окончанию срока действительной службы в декабре 1909 года Агапкин, освоивший к тому времени новый инструмент — трубу, отправился в губернский город Тамбов. 12 января 1910 года В.И. Агапкина зачислили в штаб - трубачом квартировавшего в Тамбове седьмого запасного кавалерийского полка.
      Здесь в Тамбове, он познакомился с Ольгой Матюниной, которая стала его женой. Именно Ольга помогла начинающему музыканту осуществить его заветную мечту – поступить в музыкальное училище. Как одержимый готовился Василий Иванович к поступлению в Тамбовское музыкальное училище и осенью 1911 года его приняли в класс медных духовых инструментов.
      Занятия вел уважаемый в городе педагог Федор Михайлович Кадичев. Он привил своему ученику чувство вкуса и формы крупных сочинений, обучил дирижерскому искусству. Уже через год появились творческие результаты старательного ученика – Василий Агапкин сочинил марш.
      Об истории марша и его создателе написано очень много, хотя некоторые факты исследователи творческой деятельности В. Агапкина трактуют по-разному. Вот, что я узнал, изучая разные материалы по выбранной теме.
Марш «Прощание славянки» был написан военным музыкантом Василием Ивановичем Агапкиным под влиянием войны на Балканах. Сербия, Черногория и Болгария объявили войну Турции, намереваясь освободиться от османского ига. Война на Балканах вызвала в России большой резонанс сочувствия.
      Пять веков султанская Турция угнетала южнославянские государства, жестоко подавляя любую попытку сопротивления. Вся российская пресса была полна сообщениями о нападении Турции на славянские государства, о зверских расправах янычар, о пожарах и пожарищах, сиротах и вдовах.
      Осенью 1912 года российская пресса регулярно печатала информацию с Балкан: воззвания, боевые сводки, победные вести. Записываясь на фронт, шли на помощь братьям-славянам добровольцы, вольноопределяющиеся, молодые офицеры, сестры милосердия. Их провожали русские женщины на бесчисленных перронах.
      Фирмы грамзаписи печатали большие тиражи пластинок с записями сербского, греческого и болгарского гимнов. В знак солидарности с южными славянами в каждом российском доме, в котором имелся модный по тем временам граммофон, стали проигрывать эти грампластинки.
      Вся страна объединилась в порыве сострадания. Не стал исключением и город Тамбов. Жители города нарасхват раскупали газету «Тамбовский край», в которой регулярно печатались боевые сводки. Именно в это время в Тамбове и появилась на свет мелодия марша, прославившегося на всю Россию.
Василий Агапкин, штаб-трубач 7-го запасного кавалерийского полка, решил внести свою лепту и написал музыкальное произведение на «балканскую тему». Это было его первое произведение, которое сразу же принесло автору известность.
      В те дни Василий Агапкин буквально не находил себе места, и также как и его сослуживцы, бредил Балканами, восхищался героизмом «братушек-болгар». В голове постоянно крутилась мелодия – маршевая, но без бравурности, бодрая, но с пронзительными щемящими нотками. Музыкант распевал ее повсюду. Ему представлялось, как балканские женщины-славянки провожают в освободительный поход своих отцов и сыновей, братьев и женихов, зная, что немногие вернутся домой, останутся на поле брани, отдав жизнь за Родину.
     Этот марш, родившийся на тихой Гимназической улочке в Тамбове осенью 1912 года, штаб-трубач Агапкин так и назвал – «Прощание славянки». В основу марша была положена мелодия песни времен русско-японской войны, начинавшаяся словами «Ах, зачем нас забрили в солдаты, отправляют на Дальний Восток...». Эту народную песню с удовольствием пели солдаты, и хотя она никогда не издавалась, все-таки была известна собирателям фольклора. Некоторые музыковеды оспаривают этот факт, но музыкальная история знает много примеров, когда песни авторов считались народными и наоборот. Потому что народное и профессиональное творчество вырастают из единых интонаций, характерных для определенной нации.
       Напевность и плавность ме¬лодического рисунка сочетается с четкой маршевой ритмикой четырехдольного размера, выражая главные черты славянской души – мягкость и одновременно силу. В марше прослеживается принцип контраста – динамического, тембрового, интонационного. Минорный лад, ниспадающие поступенные и терцовые интонации чередуются с квартовыми и секстовыми взлетами, острым пунктирным ритмом.
Марш «Прощание славянки» не только завоевал широ¬чайшую популярность, он послужил также мелодико-интонационной основой многих массовых песен, возникших уже в советский период.
      История создания марша окутана многими легендами. По распространенной легенде первому, кому Агапкин показал ноты своего произведения, был капельмейстер его полка Милов. Он указал Агапкину на некоторые шероховатости, дал советы, как их исправить. Он также посоветовал отвезти ноты в Симферополь, где проживал известный в то время в музыкальных кругах Яков Иосифович Богорад.
      Капельмейстер 51-го пехотного Литовского полка и одновременно издатель музыкально-нотной литературы, Я.И. Богорад помог записать клавир и оркестровать марш. И вскоре в симферопольской типографии была напечатана первая сотня экземпляров нот.
      На обложке первого издания на фоне Балканских гор изображена сцена прощания молодой женщины с воином. Надпись на титульном листе гласила: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».
      Современные исследователи творчества Василия Агапкина, Н. Губин и М. Черток, выдвинули интересную версию происхождения рисунка обложки. Они считают, что прообразом фигуры гусара послужило фото самого В. И. Агапкина, а прообразом фигуры славянской женщины послужило фото его жены, Ольги Матюниной. Обе фотографии могли быть переданы издателю, вместе с рукописным экземпляром нот и были использованы для эскиза обложки.
      Осенью 1912 года, в Тамбове, на строевом смотре 7-го запасного кавалерийского полка впервые был исполнен новый марш. Так началась история его победного движения - от полка к полку, от города к городу.
К началу 1914 года марш уже звучал по всей стране - его исполняли военные оркестры всех гарнизонов. В 1915 году произошло событие, вызвавшее настоящий фурор во всей Российской империи: киевская фирма грамзаписи «Экстрафон» выпустила первую пластинку ставшего удивительно популярным военного марша «Прощание славянки». (Приложение № 3)
      Пластинки шли нарасхват, и их стали печатать не только в Киеве, но и в Москве и в других больших городах России. Во время первой мировой войны марш «Прощание славянки» приобрел международную известность. Его стали исполнять военные оркестры в Болгарии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и других странах.
      С началом Первой мировой войны, в 1914 году, он зазвучал едва ли не на всех призывных пунктах и вокзалах, откуда войска отправлялись на фронт. С той поры и поныне перронный гимн армейских полков стал поистине всенародно любимым.
      Марш «Прощание славянки» был популярным и после Октябрьской революции 1917 года. Во время гражданской войны этот марш любили исполнять в войсках адмирала Колчака. Марш постоянно звучал и в других белогвардейских военных соединениях. Как вражеская музыка, он был надолго запрещен большевиками.
Сам Василий Агапкин волею судеб оказался в рядах Красной Армии. В 1918 году ушел добровольцем в Красную армию и организовал духовой оркестр и стал служить капельмейстером в одном из военных оркестров.
В 1920 году он вернулся в Тамбов, где руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ. Служба в Тамбове продолжалась недолго. В конце лета 1922 года Агапкин уехал из Тамбова. В субботу, 5 августа 1922 года, состоялся прощальный бенефис оркестра. «Дирижер и оркестр вызываются в Москву», - писала губернская газета «Тамбовская правда».
     Деятельность в Москве была разнообразна и многогранна. Василий Иванович сочинял музыку. Один за другим появляются прекрасные вальсы: «Голубая ночь», «Сиротка», «Старинный вальс», «Волшебный сон». Музыка нравилась московской публике и часто исполнялась в саду «Эрмитаж», где регулярно выступал оркестр В. Агапкина. По традиции, заложенной еще в Тамбове, все выступления обязательно заканчивались исполнением марша «Прощание славянки».
     В 1924 году он со своим оркестром провожал в последний путь В.И. Ленина. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, многие из которых занялись музыкой профессионально. В 1938 году его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля. Это задание он выполнил успешно. С началом Великой Отечественной войны Агапкину было присвоено звание военного интенданта I ранга, и он был назначен начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии им. Дзержинского.
     Именно ему, старейшине капельмейстерского корпуса страны, было поручено дирижировать оркестром на параде войск в Москве на Красной площади. Своеобразным звездным часом его биографии стал этот парад 7 ноября 1941 года, где Василий Иванович дирижировал сводным духовым оркестром Московского гарнизона, провожавшим участников этого исторического парада с Красной площади прямо в бой.
     Во время великого парада Победы в 1945 году, полковник Василий Иванович Агапкин руководил ударной группой многотысячного оркестра, которая входила в состав сводного оркестра под управлением главного дирижера генерал-майора С. А. Чернецкого. Под раскатистую дробь барабанщиков, солдаты – победители бросали, поверженные штандарты фашисткой Германии на брусчатку Красной площади. Это был самый долгожданный момент для всей страны.
     Восемьдесят лет прожил автор марша, отдав более шестидесяти из них военной музыке. Он оставил нам десятки замечательных мелодий, но марш «Прощание славянки» является самым знаменитым в творчестве композитора. За свой самоотверженный труд композитор В.И. Агапкин награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. На обелиске, установленном на могиле Агапкина, выгравированы ноты «Прощание славянки».

3 Судьба «Славянки»

      Все гениальные произведения, все шедевры, окутаны тайнами и легендами. Существует легенда, что будто бы на параде 1941 года звучал марш «Прощание славянки». Однако архивы сохранили точный список всех исполнявшихся тогда на Красной площади произведений: «Славянки» среди них нет.
      В Википедии я нашла такую информацию: «Музыканты сводного оркестра при встречах с курсантами Военно-дирижёрского факультета утверждали, что марш звучал. С. М. Будённый так же утверждал в своих мемуарах, что марш исполнялся. По воспоминаниям ученика Василия Ивановича, начальника Военно-оркестровой службы Советской Армии, Народного артиста РСФСР, генерал-майора Николая Назарова, этот марш звучал на параде 7 ноября 1941 года. В книге Владимира Соколова «Прощание славянки», написанной по воспоминаниям дочери Агапкина, упоминается марш на параде».
     В других источниках можно прочесть, что марш «Прощание славянки» в годы Советской власти долгое время был запрещен, как марш Белой армии, и не мог звучать на параде. Но есть и другая информация – «И. В. Сталин любил этот марш и часто напевал его мелодию». Судьба марша сложилась не просто, но счастливо, благодаря гениальности его автора.
     И совершенно не важно, что существуют разногласия и отдельные расхождения во мнениях, изложении фактов. Самое главное то, что из всех русских маршей, появившихся до Октябрьской революции, марш «Прощание славянки» сохранился до наших дней и входит в репертуа¬р многих военных оркестров и ансамблей. Его знают и любят в Болгарии, Польше, Словакии, он известен во Франции, Америке, Японии и даже в Африке.
     Марш был написан для оркестрового исполнения. Однако, как всегда в таких случаях, полюбившаяся мелодия стала быстро обрастать песенными вариантами. (Приложение № 4) У «Славянки» их было много с самого рождения. Особенно много вариантов было в период Гражданской войны, трагически разделившей народ России на два враждебных лагеря. Популярность марша в Белой армии и предопределила надолго его последующую судьбу.
     Возрождение марша произошло в пятидесятые годы ХХ столетия. Прозвучав в художественном фильме «Летят журавли» - единственном советском фильме, получившем главный приз Каннского кинофестиваля, марш победной поступью шагает по всей планете и в наши дни. Сейчас он является всемирно известным и всенародно любимым музыкальным произведением. Марш звучал более чем в двадцати кинофильмах и многих спектаклях. Грампластинки со знаменитым маршем неоднократно выпускались большими тиражами. Он всегда был, есть и будет в репертуаре наших военных оркестров.
     Все военные отмечают, что под звуки именно «Славянки» легко шагать, преодолевая много километров и не чувствовать усталости.
     Слушая марш, кто-то остроумно заметил, что марш этот - воплощение мечты Григория Александровича Потемкина, который говорил: «Чтобы солдат, идя в бой, не боялся, ни черта лысого, ни ведьмы стриженой! Чтобы голова кружилась от гнева, а сердце пело от восторга!».
      Легендарный марш звучит повсюду: на концертах, фестивалях, парадах.
      Всенародная любовь к этому произведению не угасает. На одном из Интернет-сайтов была пометка: звуковая запись «Прощания славянки» скачана для прослушивания 118 869 раз!
      В 90-е годы, когда новая Россия выбирала себе гимн, Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский, живший вдали от родины, в изгнании, просил виолончелиста Мстислава Ростроповича убедить президента России Б. Ельцина сделать гимном страны марш «Прощание славянки».
      Дочь композитора рассказывала, как однажды в Нью-Йорке в метро, она остановилась послушать бродячего аккордеониста. Каково же было ее изумление, когда она услышала марш, написанный ее отцом. Упоенно играя марш, музыкант, даже не догадывался, кто стоит рядом.
      В наши дни под звуки марша отправляются в рейс пассажирские теплоходы на Волге, фирменные поезда из разных городов России. Из Севастополя и с вокзалов Республики Беларусь поезда также отправляются под звуки «Прощания славянки». Под звуки этого марша с вокзалов отправляются эшелоны с новобранцами России, убывающими к месту несения службы. А еще марш стал гимном Тамбовской области – родине «Славянки».

Практическая часть

       Мне стало интересно, а что знают учащиеся об этом замечательном марше?
       Ученикам с 5- 7 класс ( 157 учеников) я задал несколько вопросов
1. Слушаете ли вы военные марши
2. Слышали ли вы «Прощание славянки»
3. Что вы знаете об этом марше
      И вот какие результаты получились после анкетирования (Приложение № 5)
      Проводя опрос и анкетирование, я выяснил, что 99% учащихся практически не слушают военные марши, но марш «Прощание славянки» слышали 89 % учащихся. Историю же этого марша никто из них не знает. Чтобы решить данную проблему, я решил с помощью преподавателя Кожемякиной С.Л. разработать классный час ко Дню Победы «Славянка не прощается. История одного марша». И на уроках музыки с ребятами «Прощание славянки» разучат.

Заключение

       Уже сто лет звучит на земле удивительный по силе военный марш «Прощание славянки». Его грустная и совсем не бравурная мелодия, с торжественным маршевым ритмом и ладом волнует души людей. Во многих книгах и энциклопедиях можно прочесть такие строки: «Мелодия марша «Прощание славянки» сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин - провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение».
      Марш «Прощание славянки» можно назвать гимном всем женщинам, которые не только провожали солдат в дальние походы, но и своим ожиданием, своими молитвами спасали их от смерти.
      На Интернет - сайте «Марш тысячелетия» Г. Козловская оставила замечательный отзыв: «Этот марш - нечто божественное в нашей исконно русской культуре. Без трепета в душе его нельзя слушать. И когда мы слушаем музыку, при первых звуках волнующего марша всегда хочется встать, выпрямиться и почувствовать себя Человеком. Гордым, независимым, непобедимым. Вечная слава автору непревзойдённого марша «Прощание славянки». Марш Василия Ивановича Агапкина служит олицетворением самых лучших черт славянской души, таких как - самоотверженность, мужественность, нежность, преданность, верность и по праву занимает достойное место в сокровищнице мирового музыкального искусства.

Список использованной литературы

1. Тутунов В. История военной музыки в России. М.: Музыка, 2005.
2. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.
3. Интернет ресурсы. интернет-сайт МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, http://www.slavyanka2012.ru/ и Википедия
4. Николай Губин «У истоков Славянки. Марш тысячелетия» - статья


Руководитель:
Кожемякина Светлана Леонидовна
Учитель музыки МБОУ ООШ № 1

Прикрепления: Картинка 1
Категория: 5. Научно-исследовательская или проектная работа /"Безумству храбрых поем мы славу" | Просмотров: 2471 | Добавил: scorpikz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
+1  
1 sveta   (07.05.2013 22:12) [Материал]
А где можно увидеть приложения,  о которых идет речь в работе?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск





Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031




Архив записей



Статистика


Наверх 

Внимание! Копирование материалов без согласования с авторами недопустимо!
ММОУМ © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz