Главная Блог

Меню сайта


Категории раздела

1. Художественно-графические работы/"Безумству храбрых поем мы славу" [39]
2. Видео анимационные работы /"Безумству храбрых поем мы славу" [27]
3. Художественное слово / "Безумству храбрых поем мы славу" [13]
4. Музыкальные композиции /"Безумству храбрых поем мы славу" [6]
5. Научно-исследовательская или проектная работа /"Безумству храбрых поем мы славу" [12]
Архив конкурса 2012 года "Сказочник из Тихвина" [142]
Архив конкурса 2011 года "Волшебный мир Моцарта" [118]
Архив конкурса 2010 года "Чувства добрые я лирой пробуждал" [84]



Отправной сайт





Главная » 2013 » Апрель » 4 » Военные песни - зеркало эпохи/Белашова Ксения
23:54
Военные песни - зеркало эпохи/Белашова Ксения
номинация "Научно-исследовательская работа"
возрастная категория 14-18 лет (8 класс)

Белашова Ксения
(Россия, ст. Архангельская Краснодарского края)

Военные песни - зеркало эпохи


Введение

    Песни войны… Они вдохновляли бойцов на подвиг, помогали в бою, в них отразилась «большая душа народа" (Г. Жуков) И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и ожидание возвращения, картины из жизни солдат, рассказы о боевых подвигах наших бойцов. И если бы сейчас прослушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.
Целью нашего исследования является – анализ тенденций изменения тематического содержания песен в связи со сменой исторической ситуации в стране (на примере песен созданных в предвоенные годы и в первые годы после войны).
Задачи:
1. Познакомиться с песнями военных лет, проанализировать исторический, тематический материал, сделать вывод о том, какую роль играли песни о войне в жизни общества, и насколько содержание текстов песен зависело от исторической ситуации в стране.
2. Провести сравнительный анализ текстов песен довоенных и послевоенных лет.
3. Предложить возможные формы патриотического воспитания, которые могли бы вызвать интерес подрастающего поколения к историческому прошлому страны.
     Военные песни всегда вызывали у нас большой интерес. Актуальны они и сегодня, когда страна находится в преддверии празднования 65-летия Дня победы в ВОВ.
     Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Поэтому ни в далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни. Музыка – зеркало эпохи. Она отражение современности.
     В современных условиях развития Российской Федерации крайне необходимым становится развертывание целенаправленных программ возрождения духовных традиций, воспитания молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству. И что как не песни о Великой Отечественной войне, таящие в себе тайны великой беды и горечи утраты, может нам в этом помочь? Современная молодежь предпочитает несколько иную музыку. Они не знают и, зачастую, даже не хотят знать своей истории. Как говорит известная мудрость: «Кто не знает своей истории, тот не имеет будущего». Хотим ли мы быть страной «без будущего»? Это главный вопрос, который нужно задать подрастающему поколению.
      Именно эти прописные истины обуславливают актуальность проведенного исследования.
1. Анализ ключевых характеристик военной песни
1.1 Понятие песни
Песня – наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева. Зарифмованные фразы, положенные на музыку обладают магическим свойством - они существуют вне времени, а нередко способны повернуть его вспять. У каждого времени свои песни. Это так же верно, как и то, что из песни слова не выкинешь.
1.2 Понятие военной песни в современных условиях

    9 мая 2013 г. вся Россия будет отмечать Великий праздник: 68-летие Победы над фашистской Германией. 22 июня и 9 мая – эти даты навсегда врезались в память людей, навечно вошли в историю нашей страны. А героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений.
Старинная пословица гласит: «когда говорят пушки – музы молчат». Великая отечественная война заставила усомниться в правильности этого высказывания.
Кто сказал, что нужно бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!


     Каждый период нашей истории оставляет нам «шедевры песенного творчества», значимость которых, зачастую, удается оценить лишь спустя многие годы. Время неумолимо, оно «разрушает города и цивилизации», более того, оно властно над памятью людей, которые помнят только то, что хотят помнить. А вот песни остаются. Песни остаются и начинают жить своей жизнью и своим существованием заставляют нас снова и снова возвращаться к событиям давно ушедших дней. Песни, созданные в сороковых годах прошлого столетия, не исключение. Как бы ни отдалялись от нас годы битв с фашизмом, память о них не иссякает.
      Увлеченность музыкой занимает одно из ведущих мест среди пристрастий молодежи, и мало какое занятие может соперничать с ним по массовости, по количеству времени, которое посвящается прослушиванию песен. Но, к сожалению, современная.
молодежь стала забывать песни, которые напрямую связаны с самыми тяжелыми и славными событиями в нашей истории.

     1.3 Классификация военных песен
1. Песни-гимны, песни-призывы. В этих песнях поётся о доблести наших солдат, о стремлении к победе над врагом, о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ.
2. Песни-баллады. Это песни, в которых рассказывается история о каком-либо военном событии. В балладах поётся либо о каком-то конкретном герое, которого узнаёт вся страна, либо об обобщённом, собирательном образе солдата, воина, которому приписываются сильные мужские черты характера, такие как мужество и честь.
3. Песни-размышления. Это песни, в которых главный герой размышляет над судьбой, в них передаётся состояние главного героя, его переживания, его отношения к происходящему.
4. Песни о мужской дружбе и солдатской службе. В этих песнях поётся о верности мужской дружбы и её необходимости для победы, для выживания в тяжёлых условиях фронта и армии.
5. Песни-обереги. Главным смыслом этих песен является поддержка боевого духа солдат близкими людьми, которые берегут свою любовь к ним, берегут свою семью, детей и ждут их.

2. Экспериментальная часть
    Наше исследование проводилось в МБОУ СОШ №33 станицы Архангельской. При этом были использованы методы социологического опроса, сравнительного анализа, обобщения . Было опрошено 167 учеников. Возрастная категория респондентов 13-15 лет. Учащимся было предложено назвать самую популярную песню о войне.

Данные опроса внесены в таблицу 1.

Таблица 1 – Рейтинг наиболее известных среди молодежи песен о Войне



Рисунок 1 - по результатам опроса нами была построена диаграмма:



Из анализа следует, что наиболее популярными песнями военных лет среди подростков 13-15 лет являются:
1. День победы
2. Катюша
3. Смуглянка.

Выяснив, какие песни наиболее известны, мы решили проследить, когда они были созданы, и чем объясняется их популярность.

1. Смуглянка 1940
2. Священная война 1941
3. Синий платочек 1942
4. В землянке 1942
5. Темная ночь 1943
6. Катюша 1943
7. Журавли 1969
8. День победы 1975
9. Бери шинель 1975
10. От героев былых времен 1971

      Проведенный опрос показал, что большинство респондентов отметили музыкальные композиции, относящиеся к более раннему периоду (Катюша – 1943г.; Смуглянка – 1940г.). Причину выбора данных композиций можно объяснить позитивностью содержания, несложной мелодией, легко запоминающимся текстом. Следует отметить также, что наиболее популярная и известная в молодежной среде песня о войне – это «День победы». Это связано с тем, что ее часто транслируют по радио и телевидению.
Была выдвинута гипотеза, что песни разных периодов Великой Отечественной войны меняли свой характер по мере изменения исторической ситуации в стране. Для подтверждения этой гипотезы мы сравнили песни, созданные в предвоенные годы, и песни, созданные в первые годы после окончания Великой Отечественной войны.

Сравнительный анализ песен, созданных в довоенные годы, и в первые годы после войны представлен в таблице 2.




     Анализ текстов песен различных периодов войны, показал, что содержание их менялось вместе с исторической ситуацией в стране. В них отражены все события, происходящие в отечестве: ожидание войны, начало войны, поражение, победа, и т. д.
В песнях довоенного периода чаще звучит призыв к объединению перед лицом опасности и уверенность в победе, в них говорится о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ. Люди еще живут мирной жизнью и не испытывают страха перед войной, зато сильна уверенность в непобедимости.
Основное отличие песен, созданных в первые годы после окончания войны, состоит в том, что в них больше позитивных эмоций: радость победы, возвращение домой, встречи с близкими людьми, да и просто счастье, что жив. К этому необходимо добавить грусть от расставания с боевыми друзьями, со многими из которых прожито немало тяжелых дней.


3. Выводы и предложения


1. Современная молодежь непростительно мало внимания уделяет песням военных лет;
2. По данным социологического опроса наиболее популярными являются песни.
* День победы
* Катюша
* Смуглянка
3. На основании исследования мы сделали вывод, что содержание текстов песен военных лет напрямую зависит от исторической ситуации в стране. Всякое произведение создается в обстановке воздействия на него действительности, обусловлено этой действительностью, историческими обстоятельствами,
Учитывая результаты нашей работы, мы хотели бы дать следующие рекомендации:
1. Необходимо разнообразить формы патриотического воспитания. Наряду с традиционными мероприятиями, такими как: встречи с ветеранами, конкурсы военно-патриотической песни, плакатов, конкурсы «А ну-ка, парни!», тематические викторины и т.д., вводить конкурсы, имеющие более современную техническую направленность: конкурсы фото- и компьютерной графики, мультимедийных и флэш - презентаций, интернет-проекты.
2. Рекомендовать исполнение песен военных лет в более современной обработке, близкой подрастающему поколению, создание видеоклипов на эти песни.[/j]

Список использованной литературы

1. Антология военной песни/ сост. и автор предисл. В. Калугин. – М: Эксмо, 2006
2. О боях – пожарищах: фронтовой фольклор и малоизвестные песенные тексты из армейских многотиражных газет. – Краснодар: книжное издательство, 1983;
3. Песни войны и победы. – М.: Трибуна, Голос-Пресс, 2005;
4. Песни победы. Священная война. – М.: Олимп, 2005;
5. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2008;
6. Энциклопедия для детей – М: Аванта+, том 7 «Искусство», 2000;
7. Ресурсы интернет: http://sovmusic.ru/

Учитель музыки МБОУ СОШ № 33
Лобахина Ирина Юрьевна
irina-lobahina@yandex.ru
Категория: 5. Научно-исследовательская или проектная работа /"Безумству храбрых поем мы славу" | Просмотров: 8275 | Добавил: lobahina | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск





Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930




Архив записей



Статистика


Наверх 

Внимание! Копирование материалов без согласования с авторами недопустимо!
ММОУМ © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz