Главная Размышления на тему...
Меню сайта


Категории раздела

Урок музыки сегодня [4]
Взгляд современного учителя на преподавание музыки. Рассуждения о том, каким он должен быть.



Отправной сайт





Главная » Статьи » Урок музыки сегодня

Влияние музыки на развитие интеллектуальных способностей учащихся
 Галкова Ирина Викторовна,
учитель музыки
МОУ "СОШ №2" г. Нягань
Специалист высшей категории,
стаж работы 23 года



"Все виды искусств служат наивеличайшему из искусств –
искусству ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ"
Бертольт Брехт


Влияние музыки на развитие интеллектуальных способностей учащихся

Нередко в школе я слышу пренебрежительные высказывания о музыке, вроде таких: «Что там, на музыке, пой, да пой себе!». Но люди, которые думают, что на музыке мы только поём, очень сильно ошибаются. Главное, что мы делаем – воспитываем культуру. Если вы хотите точно знать, как воспитан тот или другой ученик, зайдите на урок музыки. Там они «настоящие», так как не боятся, что им поставят двойку, ведь сдавать ЕГЭ по этому предмету не нужно! Дорогого стоит, когда ребенок с девиантным поведением вдруг превращается в задумчивого, а после урока подходит, просит диск, чтоб посмотреть и послушать дома, показать родителям. Об этих «маленьких» радостях можно говорить бесконечно. Тем более, что тема нашего педсовета напрямую связана с тем, каких людей мы выпускаем в жизнь. Хочу перефразировать известные строки Некрасова «Музыкантом можешь ты не быть, но человеком быть обязан!»

Именно так я думаю о предназначении своего предмета в общеобразовательной школе. Но недавно наткнулась на мысли и исследования известных людей, которые заставили меня с ещё большим уважением относиться к моей любимой музыке.  Итак, тема моего доклада – «Влияние музыки на развитие интеллектуальных способностей учащихся».

Начну издалека.

Искусство и музыка старше науки, и даже старше мышления. Человеческий мозг формировался тогда, когда человек покрывал стены пещер своими рисунками, слагал стихи и пел песни. Только потом через многие столетия этот же самый мозг вычислил ход планет, проник в тайны вещества и познал тайны эволюции живой природы.

Человек музицировал еще тогда, когда не умел измерять и вычислять, когда не умел обрабатывать землю и не умел строить. Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мышления. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы. Древние китайцы считали музыку формулой мира, в европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук. Музыку человечество считало частью мышления и в некоторой степени его источником. Музыка и мысль неразделимы: вторая явилась из первой  и нет ничего правильней,  чем,   развивая  умственные способности школьника, обратиться  к музыкальным истокам.

Исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Эффективность музыкального воздействия на человека в детском возрасте, объясняется той связью, которая на протяжении всего процесса  эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом.

Как известно, левое полушарие отвечает за логику, речь, классификацию, операции с числами, планирование, анализ. Правое – за чувство ритма, воображение, фантазии, цветовые ощущения, пространственную ориентацию. Можно выразиться так, что левое полушарие – "технарь”, а правое – "гуманитарий”.

Как правило, в зависимости от рода деятельности у нас доминирует какое-то одно из них. Например, при учебе – левое, а при чтении художественной литературы или прослушивании музыки – правое.

В то же время у гениев независимо от вида деятельности оба полушария работают синхронно, что многократно увеличивает потенциал мозга и, соответственно, продуктивность умственной деятельности.

Доказано, что синхронизация работы левого и правого полушария мозга – первый шаг на пути к гениальности.

И музыка в этом плане занимает одну из ведущих ролей. Доказано, что прослушивание специально подобранной музыки во время занятий или работы может существенно помочь достижению успешного результата. Я говорю о той музыке, которая подымает человеческий дух и разум. И это не эмоции, а конкретно подтвержденные факты, наблюдения и исследования.

В Калифорнийском университете был поставлен эксперимент, описанный в  бpитанском наyчном жypнале "Пpиpода". Группам давали одно и то же задание, связанное с пространственным воображением.

Первая группа работала "под Моцарта", вторая - в полной тишине, а третья - под популярную музыку.

Результат выполнения тестов таков: "моцартовцы" - 62%, "тихушники" - 14%, "попса" - 11%. Красноречиво…

Тесты, проведенные в университете штата Айова, показали, что при прослушивании специально подобранной музыки обучение ускоряется в несколько раз, а качество запоминания улучшается на порядок.

Университет Чикаго. Группа профессоров педагогического факультета университета изучала академическую успеваемость 25000 учащихся в течение 10 лет. Дети учились по расширенной Арт-программе, широко включающей искусство и музыку. Такие программы были включены в ряд обязательных во многих экспериментальных школах Америки, директора которых понимают выдающуюся роль искусства в развитии интеллекта учащихся и освоении необходимых жизненных навыков. Программа называлась «Партнерство Искусства и Образования». Оказалось, что дети экспериментальной группы гораздо лучше успевали по всем школьным предметам и лучше выполняли предложенные тесты, чем дети контрольной группы.

 Для чего я всё это тут рассказываю? По одной причине: хочу найти единомышленников, которые рискнут проводить такие же эксперименты, а в дальнейшем – широко использовать музыку на уроках в нашей школе. Я думаю, мне удалось убедить вас в волшебной силе музыки. Представьте, как бы было замечательно, если бы в нашей школе стало традицией создавать классы эстетического развития, если бы на переменах звучала красивая музыка, если бы звонок на урок не шокировал, а услаждал наш слух, если бы музыку использовали не только на открытых уроках, но и в обычном учебном процессе… Многие скажут: «Ну, ты размечталась!» Но это только малая часть того, что назойливо крутится в моей голове.

Закончить  своё выступление мне бы хотелось словами замечательного музыканта, искусствоведа, эксперта и ведущего нобелевских концертов Михаила Казиника.

"Урок музыки – это высшая форма урока Эстетики и Мировоззрения. Если бы те, кто принимает решения, знали, например, что первый шаг к Нобелевской премии – изучение классической музыки в детстве, наверное бы они изменили своё отношение к ней». Своё обращение по телевидению во время открытия Нобелевского концерта он начинает так: "Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!"

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1.      Психологическая газета No 05 1997 г. Конкурс-97. Диплом
2.      Кинарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-21век, 2004. 496стр.
Интернет-ресурсы:
www.uznaipravdu.ru/forum/viewtopic
www.sunson2005.narod.ru/mozart.html
http://www.potrebitel.ru/07/01/84.htm
http://www.oculus.com.ua/digest.php?tom=99&id=173
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200500302
http://www.medart.ru
http://diamedcom.ru/php/content.php?group=0&id=2005
http://www.medsport.ru/php/content.php?group=2&param=29&id=7761


 Нягань, 2009 г.


 


Источник: http://sozvezdieoriona.ru/index/0-14
Категория: Урок музыки сегодня | Добавил: irgalkova (21.02.2010)
Просмотров: 9162 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.3/9
Всего комментариев: 6
0  
6 Tonika   (28.10.2013 21:08) [Материал]
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Статья замечательная. Читала не отрываясь. Почувствовала воодушевление. Спасибо!

0  
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Замечательная статья. Такие эксперименты я использую на своих уроках и конечно есть результаты. Но отношение к музыке конечно зависит от самого учителя....

0  
4 irgalkova   (25.01.2011 16:00) [Материал]
Дорогие коллеги! Я рада, что я не одинока в своих выводах. Спасибо за отклики.

0  
3 Валентина   (26.05.2010 12:07) [Материал]
Добрый день!Несомненно,что Ваша статья прекрасна и любой из нас подпишется под Вашими словами.Музыка просто НЕОБХОДИМА.Музыка с большой буквы.Музыка хорошая,воспитывающая.пусть даже не обязательно классическая.Но всегда есть НО.В современном мире,в этой бесконечной погоне за наживой,за материальными ценностями,люди порой теряют свой облик,теряют свою Душу.и очень часто мы с Вами,дорогие коллеги,не вписываемся в этот мир.но именно нам под силу изменить сложившуюся ситуацию.Когда после урока хоть один ребенок задумался,что-то познал,увидел,открыл для себя-это большая победа.а потому-удачи нам с Вами,господа!

0  
2 garina   (14.05.2010 23:11) [Материал]
Спасибо, Ирина Викторовна! Тезисы можно разместить в учительской! Мне повезло, в нашей школе отношение к музыке серьезное, чего всем желаю!
С учениками исследовали подобную тему о музыке, здоровье и успеваемости (работу выставляла на конвурс "Чувства добрые я лирой пробуждал") дети удивлялись выводам!

0  
1 lobahina   (13.05.2010 13:31) [Материал]
Здравствуйте, уважаемая Ирина Викторовна! Я работаю в школе первый год, несмотря на возраст. Так сложилось. С огромным удовольствием прочитала вашу сатью! Возможно, я не смогла бы объяснить все так правильно и стройно, как это сделали Вы, но, когда я ее читала, мне казалось, что это как раз то, о чем я всегда мечтала. Очень хочется, чтобы наши дети научились слушать Музыку, а не то, что гремит у них в наушниках. Спасибо Вам!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск





Статистика


Наверх 

Внимание! Копирование материалов без согласования с авторами недопустимо!
ММОУМ © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz